Санкт-Петербургская коллегия адвокатов

Интеграция социально-философских знаний в практикоориентированные методы снижения коррупциогенных факторов.

«Коррупция в социально-философском плане ведет к депривации и дискриминации граждан, к формированию у них негативной социальной идентичности, связанный с комплексом «лишенности, утраты чего-либо» [1].

Стремление теневой, коррупционной экономики и теряющих власть политических элит легализовать свой преступный мир, игнорирующая социальную целостность, создает идеологию коррупции (сочетающую в себе социальный цинизм и пропаганду однодневной красивой жизни). Идеология коррупции определяется в редукции социальных отношений к золотому алтыну, в фетишизации денег, то есть в результате извращения мира жизненных ценностей. Символом коррупции в современной литературе выступает взятка и злоупотребление служебным положением [2].

Ведущим компонентом идеологии коррупции выступает объединенное право и деесознание криминалитета, бюрократии, политической элиты и простых обывателей, выраженное в обогащение любым способом, культивация денег и роскоши. «При смещении массового сознания в сторону экономических аспектов коррупции, мы убеждены, что в мире современных масс-медиа, главную проблему составляет идеология коррупции, задающая «тон» для негативной / маргинальной институализации и типизации коррупции во всех сферах бытия человеческого рода» [3].

Проблема коррупции является одной из наиболее важных проблем в современном мире. Однако актуальна эта проблема была даже в Древнем мире. В истории Руси также неоднократно пытались законодательно ограничить коррупцию, например, такие меры предпринимали Иван III и его внук Иван Грозный, который впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за «чрезмерность во взятках». История развития отечественного законодательства об ответственности за коррупцию начинается с Судебника 1497 г. В нем, впервые, встречается взяточничество под названием «посул». В Судебнике указывается три статьи посвященных взяточничеству. В третьей статье, озаглавленной: «О посулах и о послушестве», предписывалось «прокликать по торгам на Москве и во всех городах Московской земли, и Новгородской земли и по всем волостям заповедати, что бы ищея и ответчик судьям и приставам посула не судили в суду…» [4]. И какие бы жестокие меры тогда не применялись, полностью ликвидировать коррупцию не удалось.

Исторически коррупция появилась из обычая делать подарки с целью решить какой-либо вопрос, и предпочтение отдавалось человеку, сделавшему лучший подарок. Можно сказать, что в современном мире остались такие же обычаи. Мгновенно искоренить коррупцию невозможно, но снизить ее влияние в обществе можно с помощью комплекса мероприятий. К таким мероприятиям относится изучений факторов, способствующих коррупции и их исключение. Одним из факторов способствующим проявлению коррупции являются нормативные правовые акты – основа правовой системы, в том числе и Российской федерации.

Коррупция – это злоупотребление должностными полномочиями, дача или получение взятки, коммерческий подкуп в целях получения личной выгоды. С целью заблаговременного выявления коррупциогенных факторов в правоустанавливающих нормах был введен институт антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Антикоррупционная экспертиза это основной практикоориентированный метод снижения коррупциогенных факторов. К коррупциогенным факторам относятся положения нормативных правовых документов, которые предоставляют необоснованно широкие права и исключения из общих правил для одних физических лиц или организаций и слишком трудновыполнимые или неопределенные требования к другим организациям и гражданам. Особенностью коррупционного проявления выступает деятельность граждан, обладающих регулятивными полномочиями.

Антикоррупционная экспертиза – это также и элемент профилактики коррупции, с целью нахождения и устранения коррупциогенных факторов.

Основным законом в антикоррупционном законодательстве является Федеральный закон от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции». В отношении раздела об антикоррупционной экспертизе был принят Федеральный закон от 17 июля 2009 года «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Основные принципы проведения антикоррупционной экспертизы:

— обязательное исполнение проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

-выявление взаимосвязи нормативного правового акта с другими нормативными правовыми актами;

-объективность, обоснование и проверка результатов экспертизы нормативных правовых актов;

-компетентность лиц, которые проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов;

-взаимодействие федеральных и государственных органов власти с институтами гражданского общества при проведении экспертизы.

Проводить антикоррупционную экспертизу могут прокуратура Российской Федерации, Министерство юстиций, органы, организации, аккредитованные Министерством юстиции юридические и физические лица. Независимыми экспертами могут стать граждане, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, а также юридические лица, имеющие не менее 3 работников, удовлетворяющих требованиям для граждан.

Литература.
[1]. Орехов А.М. Справедливость как базисный принцип устройства общества: путь к очевидности // Вопросы философии. – 2010 – №9. – С. 71- 72.
[2]. Агапов О.Д., Пашин А.С. Социально-философская рефлексия как форма деконструкции идеологии коррупции. // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции 4 декабря 2013 г. – Казань, 2013.
[3]. Кабанов П.А., Райков Г.И., Чирков Д.К. Политическая коррупция в условиях реформирования российской государственности на рубеже веков: Монография. – М., Дружба народов, 2008. – 224 с.
[4]. Ефремова К., Мохоров Д.А. Коррупция — препятствие для развития нашей страны. // Актуальные проблемы науки и практики. 2015. № 1 (001). С. 41-44
[5]. Мохоров Д.А. Противодействие коррупции: история и современность. // Монография. ТЭУ, 2015.
[6]. Серебрянская М., Шапова Д., Мохорова А.Ю. Коррупция в царской России. // Актуальные проблемы науки и практики. 2015. № 1 (001). С. 45-50.
[7]. Мохоров Д.А. Коррупция — социальная проблема управления и развития. // Актуальные проблемы науки и практики. 2015. № 1 (001). С. 6-12.
[8]. Мохоров Д.А. Проблемы противодействия коррупции в развитии государства. // Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2014. № 2. С. 112-117.
[9]. Мохоров Д.А. Детерминанты поведения в процессе принятия коррупционных управленческих решений. // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 6. С. 155-158.
[10]. Мохоров Д.А. Философия коррупции. // Актуальные проблемы науки и практики. 2016. № 1 (002). С. 4-12.

УДК 111.6
ББК 87+60.0
ГРНТИ 02.41

Журнал «Актуальные проблемы науки и практики»            № 2 (003)

The journal «Actual problems of science and practice»              Июнь, 2016

Интеграция социально-философских знаний в практикоориентированные методы снижения коррупциогенных факторов.
Integration of social and philosophical knowledge in practice-oriented methods to reduce corruption-factors.

http://elibrary.ru/item.asp?id=26377797

http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1593206

Мохоров Д.А., Почетный адвокат России, Президент СПбКА,
Член-корреспондент Петровской академии наук и искусств
к.ю.н., доцент
Кафедра теории и истории государства и права, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

Фрагмент размещен с согласия автора и редакции журнала Актуальные проблемы науки и практики.

Интеграция социально-философских знаний в практикоориентированные методы снижения коррупциогенных факторов.